Александр Македонский
Александр Македонский
Александр Македонский не обладал богатырским сложением, но любил подвижные игры, участвовал в воинских соревнованиях, в которых выказывал недюжинные лов... читать далее »
Статьи об Александре Македонском
21.05.2013 14:54

Крушение великой державы. Обзор мира I: 360 г. до н.э.. Александр Макендонский.

Крушение великой державы. Обзор мира I: 360 г. до н.э.
Предыдущая глава касалась только Македонии, до вступления на престол Филиппа II в 359 г. до н.э. малозначительного и небольшого государства, с которым редко когда считались или вообще принимали в расчет: войска другого государства мог­ли пройти по его территории, когда им вздумается. Филипп II все это изменил, и почти сразу после его воцарения Македо­ния стала значительным государством, а затем и великой дер­жавой. Об этом будет рассказано в следующих главах. А сей­час неплохо бы поподробнее рассмотреть ситуацию на поли­тической арене мира, где будут действовать сначала Филипп, а затем Александр.
Когда Филипп II стал царем, он в отличие от большинства своих царственных предшественников уже обладал опытом общения с миром за пределами собственного царства, он был также первым правителем Македонии, который оставил зна­чительный след в этом мире. Кризис унаследованного им цар­ства, несомненно, не был сюрпризом для окружающих. По­этому влияние Филиппа и Македонии в следующем поколе­нии было и неожиданным и на удивление масштабным. Одной из причин этого были способности Филиппа, другой - поло­жение в странах за пределами царства.

Греческие города-государства на юге после еще одной без­результатной войны в 360 . до н.э. заключили Всеобщий мир в основном вследствие взаимного истошения. Мирное соглаше­ние не было сколько-нибудь серьезной попыткой урегу­лировать споры между городами, но оно содержало статью, по которой каждый город сохранял то, что имел. Это позво­ляло всем участвуюшим сторонам вновь начать восстанавли­вать свои силы, хотя вряд ли гарантировало продолжитель­ный мир. Спарта отказалась участвовать, однако именно она понес­ла наибольшие потери в войне, была лишена своих старых завоеваний в Аркадии и Мессении и гегемонии над осталь­ной частью Греции. Состояние Греции при заключении мира была таково, что старые державы ослабели, а новые еще не образовались. Потеря империи Спартой совпала с трудностя­ми Афин удержать другие города в составе нового союза, ко­торый они не считали необходимым сохранять теперь, когда Спарта была ослаблена. Фивы оказались меньшей угрозой для всех остальных после смерти двух ее политических лидеров, Эпаминонда и Пелопида.

Краткий период единства Фесса­лии в 370-х гг. до н.э. под властью Ясона из Фер был прерван фиванцами. Всеобщий мир мог стать началом периода рав­новесия, поскольку опыт подсказывал, что новая имперская держава будет блокирована временным объединением тех, кто чувствовал угрозу с ее стороны. Но он не обещал продлиться долго, поскольку равновесие всегда могло быть легко нару­шено, а единственным способом повторного его достижения была новая война.

За пределами Греции приоритетными были другие события. Греческие города Сицилии и Южной Италии решали пробле­мы междоусобных войн совершенно отличным от обеспече­ния баланса сил способом. Уже тремя десятилетиями ранее самый сильный из них, Сиракузы, смог привести все осталь­ные к статусу провинциальных. Сама угроза быть завоеванны­ми Карфагеном, богатым африканским городом, который кон­тролировал западную часть Сицилии и побережье Северной Африки напротив нее, стимулировала это. Под руководством Дионисия жители Сиракуз отбросили армию Карфагена к его последнему оплоту на Сицилии, а остальная часть острова в результате была объединена под властью Дионисия. Затем он распространил свою власть на Южную Италию.

Дионисия оказалось не так-то тросто свергнуть, и он сумел настолько грамотно оформить свою власть, что смог передать ее собственному сыну Дионисию II в 367 г. до н.э. Единствен­ным греческим политическим термином, который казался под­ходящим к этой ситуации, была «тирания», но в действитель­ности это была монархия. За последние 40 лет Греческая Си­цилия образовала могущественное царство, доминировавшее в Uентральном Средиземноморье. Результатом стало заклю­чение Всеобщего мира совсем иного типа.

Карфаген в конце концов примирился с ситуацией и вновь сконцентрировался на торговле с остальной частью Средиземноморья и развитии собственных внутренних районов Афри­ки. Он сохранял сильную оборону своих постов на западной оконечности Сицилии и имел другие посты в Сардинии, на Балеарских островах, вдоль побережья Северной Африки и на южном и восточном побережьях Испании, он доминировал во всем Западном Средиземноморье.3

Северное побережье Средиземного моря было сплощь усе­яно греческими городами от Северной Италии до северо-вос­точной части Испании. Основной силой здесь была Массалия (современный Марсель), но по сравнению с Карфагеном или Сиракузами она находилась на втором или даже на третьем плане. Ее граждане вели торговлю с живущими в глубине ма­терика галлами по долине Роны и по Атлантическому марщ­руту через Тулузу.4 Большая часть Италии вдали от южных по­луостровов находилась на стадии развития и шла по собствен­ному пути. И Карфаген, и Сиракузы присматривались к ситуации в Uентральной Италии с определенным интересом, если не сказать беспокойством, поскольку энергично разви­вался новый центр силы.

По всему Апеннинскому полуострову от долины По на юг за исключением горного хребта располагались города и госу­дарства. Греческие города доминировали в Кампании и на южных побережьях, латинские - к северу от них, а города эт­русков - между Тибром и Арно. Этруски продвигались и на юг, и на северо-восток, поэтому в долине По и в Кампании также были основаны этрусские города. В других районах местные италийские сообщества также строили свои города: борьба за землю и богатства стимулировала сооружение укреплений и рост городов. Весь процесс был неустойчивым и крайне бес­порядочным и еще больше осложнялся насилием в результате вторжения галльских воинов, которые примерно за 30 лет до этого завоевали долину По и с тех пор часто совершали набеги на центральные и южные части полуострова.

Около 360 г. до н.э. один из городов - Рим - начал особенно выделяться на фоне остальных. Он был крупнее, с большим числом населения, лучше организован и обладал более разум­ной «программой» создания империи, чем другие. Он развивал­ея и под этрусским, и под греческим влиянием, хотя его жители и пользовались латинским языком, и теперь доминировал над группой более мелких латинских городов, которые уже давно образовали религиозный и оборонительный союз. Не так дав­но, в 367 г.
до н.э., Рим уладил внутренние проблемы с помо­щью законов Лициния и Секстия и руководил борьбой с набе­гами галлов.6 Карфаген в достаточной степени оценил это и зак­лючил новое соглашение с Римом, которое признавало политическое главенство Рима в Центральной Италии.7 Сира­кузы направили корабли в набег на берега Лациума.8 Эти изве­стия достигли Греции. Те, кто обрашал внимание на подобные веши, в достаточной степени оценили это и решили, что такой значительный город должен быть греческим.9

Что из этого всего знал Филипп II, когда он стал царем, точ­но неизвестно, но положение в Греции было ему очень хорошо известно еще по годам, проведенным в Фивах. Жизнь в доме известного фиванского политика Паммена в 360-х гг. до н.э. была для него «школой» политических манипуляций, с кото­рой могло сравниться мало какое другое место. Сила Сиракуз была известна, и Дионисий определенно распространял свою власть на материк, гордо демонстрируя свое богатство на Олим­пийских играх, подобно тому, как предок Филиппа Александр I отстаивал свое право участвовать в соревнованиях столетием раньше и как сам Филипп сделает это позже. В Коринфе, мет­рополии Сиракуз, жил в изгнании дядя Дионисия 11 Дион. Он изучал и преподавал философию и лелеял собственные амби­ции. Ситуация в Италии и Карфагене была несколько иной, но определенно Карфаген и его могущество, хотя бы просто из-за конфликта с Сиракузами, был известной политической силой.

На севере македонцы конфликтовали с иллирийцами. Царь последних, Бардалис, был постоянной угрозой для македон­цев на протяжении жизни целого поколения. У фракийских царей на востоке были во многом такие же проблемы с властью, что и у македонских. Возможно, что кроме этих народов, иллирийuев и фракийuев, было известно что-то об экспансии кельтов, одна ветвь которых жила в Галлии, вторая в Северной Италии, а третья недавно достигла нижней части долины Ду­ная. Вероятно, на этом и ограничивались сведения македон­цев, частично из-за того, что кельты пришли совсем недавно и их присутствие очень обеспокоило все местные народы.

Балканские народы были лишь частью «соuиальной сме­си» материковой Европы, население которой и греки, и ита­лики называли варварами. В этих регионах было мало горо­дов, но во всем остальном люди жили в основном на том же уровне экономического развития, как и те, кто жил вокруг Средиземного моря. В большинстве своем они были ферме­рами, живушими в деревнях, но были также и ремесленни­ки, торговиы и моряки, У них существовали царства и пле­менные сообщества, соперничающие, торгующие и заклю­чающие союзы друг с другом. Разниuа между сообществами на берегах Средиземного моря и внутренней части европейс­кого континента заключалась в первичных различиях поли­тической организаuии и грамотности, а не в экономическом развитии. Македонцы принадлежали к обоим «типам»: основ­ное население жило как варвары Европы, но культура элиты больше походила на греческие города, хотя и с заметным ма­кедонским «оттенком».

Цари Македонии походили на царей Иллирии и Фракии, но в то же время их сильно притягивала греческая культура: царь Архелай принимал при своем дворе Еврипида, а иарь Пердикка позволил греческому философу Евфраю организовать свой двор. Комбинаuия таких различ­ных элементов могла создать опасное напряжение - некото­рые из македонских аристократов ненавидели Евфрая, - но сочетание греческой культуры и административного опыта с агрессивностью и энергией македонской элиты имело уди­вительные последствия.

К востоку от Греции располагались несколько сообществ и политических образований, которые совершенно отличались и от тех, что были в Греции и Италии, и от сообществ матери­ковой Европы. Эти земли были старыми, на них располагались давно существующие цивилизации, и в 360 г. до н.э. они входили В состав величайшей империи - Персидской, кото­рой правила династия Ахеменидов. В течение двух столетий эта гигантская империя доминировала во всем мире от Индии и на запад до Греции. Во многих отношениях она была еще большей антитезой греческим городам, чем варварские пле­мена и царства, но она была гораздо более гибкой и способ­ной к адаптации, чем любые из них. В ее состав входили древ­ние царства, греческие города, варварские племена, торговые города и племена кочевников.

Персидская империя была основным геополитическим фактором в жизни каждого человека и государства в мире между Восточной Индией и Гибралтарским проливом. Сам ее размер предполагал, что не было иного выбора кроме терпимости по отношению к завоеванным ею различным группам людей и сообшествам, хотя некоторые в любом случае оставались недовольны. Египет успешно избавился от персидского правления, и в 360 г. до н.э. был независим уже в течение четырех десятилетий, власть Персии также отступила и от Долины Инда." Но греческие города Малой Азии по Анталкидову, или «царскому», миру 387 г. до н. э. были возвращены и приняли эту ситуацию без особых воз­ражениЙ. 12 Правление Великого царя и его губернаторов­ сатрапов не слишком значительно отражалось на его под­данных.

Это ни в коей мере не делало персидское правление более привлекательным для других государств, чем власть египтян. Для Македонии Персидская империя была бывшим сюзере­ном и близким соседом, ее западные провинции располага­лись всего в одном дне плавания на восток через Эгейское море. От Черного моря до границ Египта империя контролировала все побережье Средиземного моря, а для греков она простира­лась далеко на восток, через Анатолию и Сирию до Вавилона и Персии и дальше, видимо, до бесконечности, ни один из гре­ков не знал ничего о землях за Сузами. В 360 г. до н.э. Персидская империя находилась далеко не в полном расцвете. Многолетние попытки царя Артаксеркса II восстановить власть над Египтом заканчивались бесславны­ми провалами. В конце 360-х гг. до н.э. среди сатрапов несколь­ких западных регионов разразилось крупное восстание. К 360 г. до н.э. оно закончилось неудачей, но стало яркой демонстра­цией слабости империи. Подавление восстания тем не менее стало также и показателем гибкости империи. 14 Концепция «упадка» этой империи не слишком отражает реальность, бу­дучи ретроспективным взглядом с точки зрения ее поражения от Александра. Рост трудностей империи в 360-х и 350-х гг. до н.э. означал ее силу, а не упадок.

Нет никаких указаний на подобные неурядицы в других частях империи к востоку от Сирии. Вавилония, Персия и Бак­трия были спокойны и лояльны, и царь с 405 г. до н.э., Артак­серкс , смог без помех сконцентрироваться на проблемах на западе. Он был жестким и упорным, но очень подозрительным. Неоднократно он отзывал своих полководцев, которые были на грани победы, возможно, потому что не мог поверить в их лояльность в случае победы. Ведь как только он унаследовал трон, против него выступил его собственный брат. Он умер в 359 г. до н.э., В тот год, когда Филипп стал царем Македонии, его преемником стал его сын Артаксеркс III ещё, более жесто­кий и решительный правитель.

За неопределенной восточной границей Персии Индия была смесью царств, племен, городов и республик, подобно Греции и Италии, хотя в долине Ганга одно государство разра­сталось уже в течение нескольких десятилетий. Это была Ма­гадха с центром в городе Паталипутра, где правила жестокая династия Нандов. Их сила росла, но росла также и неприязнь, которую испытывали по отношению к ним индийцы. Наси­лие и непостоянство политической жизни Индии вызвали по­явление в предыдущем столетии новой религии, буддизма, который неуклонно обретал все большее значение. 15

Китай был отделен от остальной части цивилизованного мира огромными горами и населенными кочевниками степя­ми Монголии и Центральной Азии. Он был подобно Индии на западе разделен и охвачен насилием и состоял из несколь­ких государств, протянувшихся вдоль долины Желтой реки, которые постоянно боролисьдруг с другом с помощью дипло­матических интриг и оружия.

Удобно рассматривать Персеполь политическим центром мира, со стабильной и богатой империей Ахеменидов, вокруг которой группировались другие общества и государства - Ки­тай, кочевые племена, Индия, Греция, Италия, Сицилия. Но нужно также отметить, что к 360 г. до Н.3. во всех зтих перифе­рийных регионах происходил и серьезные изменения. В Ита­лии возвышался Рим; в Греции взаимное истощение городов было готово открыть дорогу Филиппу Македонскому; в Ин­дии могущество Магадхи угрожало всем остальным государ­ствам; в Китае количество соперничающих государств посто­янно сокращалось. И все они стояли перед проблемой, кото­рую пока смогли решить только Ахемениды: как править империей, не применяя постоянно силовые карательные меры против ее населения.

Проблемы Македонского царства во многих отношениях были сходными с его современниками.. Сохранение целост­ности государства было сложной задачей и для империи Ахе­менидов, и на Пелопоннесе, и в Македонии. Строительство государства было одинаково трудным делом в Италии и Ин­дии, в Китае и в Афинах. Даже государства, долголетие кото­рых, кажется, показывает, что они решили проблему стабиль­ности, управлялись аристократами, от которых избавлялись, если или когда они становились неугодными. Но методы го­сударственного строительства были известны и показали свою успешность в Персии, в греческих городах, на Сици­лии, в Египте. Необходимые инструменты - честное прави­тельство, эффективная бюрократия, профессиональные ар­мии - уже были в наличии для создания стабильного госу­дарства в Македонии. Несколько ее царей предпринимали попытки использовать их, но только Филиппу удалось на некоторое время добиться этого.


Империя Александра Македонского. Крушение великой державы >>> Джон Д. Грэйнджер

http://imtw.ru/topic/8713-%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2%D0%B5%D0%BB/

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.