С момента обретения независимости в 1991 году Украина была бедной страной и энергетической рабыней. Половину своего газа она получает из России. Одно время Украина была крупнейшим потребителем «Газпрома». Газ, в основном, использовался для выработки электроэнергии и отопления.
Энергетические войны 2006 и 2009 годов не избавили Украину от этой зависимости, потому что слишком много посредников наживает состояния на газовом бизнесе. Примерно пятая часть газа, проходящего через территорию Украины, попадает в руки местных спекулянтов и элит (Россия уже почти закончила трубопровод в обход Украины).
В довершение ко всему, стремясь избежать политической нестабильности, украинское правительство субсидирует потребление газа. Это, в свою очередь, привело к огромной долговой нагрузке. Украина, как и другие разрушающиеся экономики Европы, должна «Газпрому» более двух миллиардов долларов.
МВФ недавно назвал энергетический сектор Украины во многом неэффективным и непрозрачным. По оценкам Фонда, в 2012 году общие энергетические субсидии достигли примерно 7,5 процента ВВП страны. Очень низкие тарифы для бытовых потребителей и на центральное отопление, покрывающие лишь часть экономических затрат, приводят к тому, что на Украине один из самых высоких уровней энергопотребления в Европе.
Американская индустрия добычи методом гидравлического разрыва пласта (на самом деле, убыточная) попыталась прорваться на Украину, имеющую третьи по величине в Европе сланцевые запасы. Ковбои упирали на энергетическую независимость, потому что уничтожение сельскохозяйственных угодий и отравление грунтовых вод вряд ли могут послужить хорошим аргументом.
В 2013 году украинское правительство подписало договор на 10 миллиардов долларов с американской компанией «Chevron»; аналогичное соглашение было заключено с «Shell». Но на данный момент усилиями Путина эти сделки зависли в неизвестности (как и следовало ожидать, он резко раскритиковал катастрофические последствия фрекинга для экологии).
После вторжения России в Крым, республиканцы в Америке, финансируемые нефтяными и газовыми компаниями, терпящими убытки из-за собственноручно созданных излишков газа, заговорили об увеличении количества терминалов сжиженного природного газа (СПГ). Они утверждали, что американский сланцевый газ может принести энергетическую независимость Европе и Украине, навредив таким образом Путину.
Однако авторитетное издание «MIT Technological Review» ставит это под вопрос. Отмечается, что у США только один действующий комплекс по производству, хранению и выдаче СПГ – на Аляске. Одобрено ещё пять, но начато строительство только одного. Каждый комплекс обходится примерно в 20 миллиардов долларов, причём на его создание уходят годы.
Сланцевый бизнес, лучшие дни которого уже позади, столкнулся с высокими темпами истощения скважин. Возможно, в конечном итоге и получится поставить в Европу немного дорогостоящего газа, но на него не стоит особо рассчитывать. В любом случае, за Путиным сохранится стратегическое преимущество в энергетике, по крайней мере, на какое-то время.
После украинских энергетических войн европейцы построили дополнительные терминалы СПГ и хранилища. Они сокращают поставки из России, покупая больше в Норвегии. Но зависимость всё равно остаётся.
Глобализация и интеграция газовых рынков, скорее всего, приведут к усилению, а не ослаблению энергетической нестабильности. Так, политические потрясения в Индонезии привели к подрыву поставок газа в Японию в 2003 году, вынудив промышленность сжигать нефть вместо газа.
Украинский кризис приоткрывает некоторые истины о современной энергетике.
- До тех пор, пока цены на энергоносители остаются высокими и наполняют бюджет, Путин будет использовать энергетику для удержания стран бывшего Советского Союза под своим влиянием.
- Маловероятно, что Украина освободится от коррумпированных энергетических связей с Россией. На очереди появление новых олигархов и нестабильность.
- Запад игнорирует свою самую уязвимую сторону: нерациональное расходование энергии. Дешёвая энергия создала энергоёмкие капиталистические рыночные системы, ориентированные на рост. Дорогая энергия разрушит их.
- Трудноизвлекаемые дорогостоящие ресурсы из нетрадиционных источников с более низкой энергоотдачей, например, нефть со дна океана или из битуминозных пород, сковали большую часть промышленного мира, приведя его к стагнации.
- Индустриальные страны перестают экономить, повышая энергопотребление. Странно, что при этом они считают Путина недальновидным.
- В этом «дивном новом мире» экспортеры энергии будут господами, а импортёры – покорными как рабы. Будет появляться всё больше новых «украин».
Американский эколог Чарльз Холл недавно обозначил суть проблемы: «Потомки осудят нашу неспособность к осмыслению, грамотному подходу и подготовке к последствиям безудержной нефтедобычи, истощения богатых залежей важнейших металлов и продолжающегося роста населения».