Физика
Оптика
Общая характеристика световых явлений.
Фотометрия и светотехника.
Основные законы геометрической оптики.
Применение отражения и преломления света для получения изображения.
Оптические системы и их погрешности.
Оптические приборы.
Интерференция света.
Дифракция света.
Физические принципы оптической голографии.
Поляризация света и поперечность световых волн.
Шкала электромагнитных волн.
Спектры и спектральные закономерности.
Действия света на вещество.
Википедия
Физика
Физика - это область естествознания, наука. Она изучает самые общие и фундаментальные закономерности, которые определяют структуру и эволюцию материальн... читать далее »
Статьи по Физике
10.10.2009 00:00

Великие физики шутят, часть 1. Физика.

Дискуссии физиков Роберт Оппенгеймер (1904-1967) называл "объяснением друг другу того, что мы сами не понимаем".

***
Вернер Гейзенберг рассказывал, что во время первой встречи с Бором его поразил научный подход датчанина к проблеме. Бор вначале всегда пытался отыскать концепцию, которая могла бы объяснить данные экспериментальных наблюдений, и лишь потом давал математическое описание проблемы.

***
В 1911 году Резерфорд воскликнул: "Теперь я знаю, как выглядит атом!". В 1942 году Джеймс Джинс (1877-1946) с полным основанием смог заявить: "Сейчас мы не только не располагаем совершенной моделью [атома], но знаем, что искать ее бесполезно". С тех пор мало что изменилось.

***

Шарль Эрмит (1822-1901) писал Томасу Стилтьесу (1856-1894) 20 мая 1893 г.:
"С чувством непреодолимого отвращения я отшатываюсь от достойного всякого сожаления зла - непрерывных функций, не имеющих производных".


***
Когда Роберт Оппенгеймер в 20-х годах XX века был студентом Гарвардского университета, он и не подозревал, что существует понятие "физик-теоретик". Он узнал об этом, лишь побывав в Европе.

***
Дж. Дж. Томсон (1856-1940, Нобелевская премия 1906 года) руководил Кавендишской лабораторией, но сам экспериментов не ставил. Его сын, Джордж Томсон (1892-1975, Нобелевская премия 1937 года), объяснял это так: "Дж. Дж. был удивительно неловок... и хотя он обладал удивительной способностью замечать недостатки в конструкции прибора, лучше было не просить его устранить (исправить) их".

***
Герман фон Гельмгольц (1821-1894), шутя, так оценивал ситуацию в современной ему науке:
"Автор новой концепции, как правило, убеждается, что легче открыть новую истину, чем выяснить, почему другие его не понимают".

***
Во времена позднего Средневековья в Европе среди "научной общественности" было популярно представление об одном виде египетской казни. Якобы, когда палач разрубал человека пополам одним ударом, то если верхнюю половину человека сразу же посыпать негашеной известью и поместить над огнем, то она в течение четверти часа может выслушивать вопросы и отвечать на них.


***
 Немецкого физика Вальтера Нернста раздражал обычай называть единицы измерения различных физических величин именами ученых, внесших большой вклад в изучение соответствующих областей науки. Когда в научный оборот была введена единица один "герц", терпение ученого лопнуло, и на очередной научной конференции он выступил со следующим предложением:
"Уважаемые коллеги! Для измерения скорости перехода жидкости из одного сосуда в другой я предлагаю особую единицу измерения. Предлагаю назвать ее один "фальстаф" в честь известного персонажа шекспировских пьес, который был знаменитым мастером переливать из кружек в себя добрый английский эль".

***
Автор третьего начала термодинамики Вальтер Нернст в часы досуга разводил карпов. Однажды кто-то глубокомысленно заметил:
-- Странный выбор. Кур разводить и то интересней.
Нернст невозмутимо ответил:
-- Я развожу таких животных, которые находятся в термодинамическом равновесии с окружающей средой. Разводить теплокровных -- это значит обогревать на свои деньги мировое пространство.

***
На столе у Нернста стояла пробирка с органическим соединением дифенилметаном, температура плавления которого 26 С. Если в 11 утра препарат таял, Нернст вздыхал:
-- Против природы не попрёшь!
И уводил студентов заниматься греблей и плаванием.

***
 
Однажды профессор Хемфри Дэйви (1778-1829), выдающийся, между прочим, ученый, получил письмо от одного из студентов. Тот писал, что его зовут Майкл Фарадей, что он прослушал курс лекций уважаемого профессора и теперь хотел бы поработать у него в лаборатории Королевского института. Профессор вслух прочитал письмо, задумался, а потом спросил своего ассистента: "Как вы полагаете, что мне ответить этому студенту?"
Ассистент сказал: "Возьмите его и поручите ему для начала мыть колбы, пробирки и прочую посуду. Если он согласится, то в будущем из него выйдет толк". Как мы теперь знаем, ассистент не ошибся.


***
Американский физик Эдвин Холл (1855-1938) открыл эффект, названный его именем, еще будучи студентом. Через несколько лет после этого Холл приехал на один из международных съездов физиков. Многие коллеги подходили к молодому ученому и спрашивали его: "Скажите, пожалуйста, вы случайно не родственник тому старому Холлу?"
Физик спокойно отвечал: "Я и есть тот самый старый Холл".

***
Опыты с хлором, которые проводил со своими студентами шведский физик Карл Шееле (1742-1786), предварялись примерно такой беседой: "Хлор является ядовитым газом. Если во время опытов я потеряю сознание, то прошу вынести меня на свежий воздух. После этого вы можете идти домой. Напоминаю, что следующее занятие состоится в…"

***
Гости известного изобретателя Томаса Эдисона (1847-1931) всегда удивлялись, почему у него в доме так тяжело открывается калитка. Наконец кто-то сказал ему: "Томас, такой гений как ты мог бы придумать калитку и получше!"
Эдисон возразил: "Калитка сделана просто гениально! Каждый, кто приходит в мой дом, накачивает в бак двадцать литров воды". Этот сюжет широко вошел в фольклор и теперь часто встречается, но с другими действующими лицами.

***
Когда российскому физику Оресту Даниловичу Хвольсону (1852-1934), члену-корреспонденту АН СССР, присвоили звание почетного академика, один из коллег спросил ученого, доволен ли он теперь. Хвольсон ответил: "Конечно, доволен! Но должен вам заметить, что между "академиком" и "почетным академиком" такая же разница, как между словами "государь" и "милостивый государь"!"

***
Академик Игорь Евгеньевич Тамм (1895-1971, Ноб. пр. 1958) очень увлекался альпинизмом. Однажды его спросили: "Скажите, пожалуйста, что такое альпинизм?"
Тамм улыбнулся: "Это один из способов, причем не самый удачный, перезимовать лето".

***
Игорь Евгеньевич Тамм так быстро говорил, что кто-то из коллег в шутку предложил ввести единицу скорости речи и назвать ее один "Тамм".

***
Ганс Ландольт (1831-1910) шутил: "Физики работают хорошими методами с плохими веществами, химики – плохими методами с хорошими веществами, а физхимики – плохими методами и с плохими веществами".


***

Итальянский алхимик и поэт Иоанн Аугурел преподнес римскому папе Льву X поэму, в которой подробно описывался надежный способ получения золота из ртути или свинца. Каково же было удивление, рассчитывавшего на солидное вознаграждение, алхимика, когда папа передал ему пустой кошель со словами:  "Обладающему столь великим искусством, для полного счастья недостает лишь пустого кошелька, чтобы сложить полученное золото".


***
 Русский физик Петр Николаевич Лебедев всегда резко высказывался о бесполезной и бесплодной эрудиции: "Мой книжный шкаф набит различными знаниями гораздо больше, чем я, однако физиком являюсь я, а не он".


***
 Однажды в собрании академиков князь Иван Куракин стал хвастаться:
"Я Рюрикович! Мое генеалогическое дерево уходит своими корнями к Владимиру Красное Солнышко. А ты, Михайло сын Васильев, что можешь сказать о своих предках?"
Ломоносов грустно ответил: "Увы! Все метрические записи нашего рода пропали во время Всемирного Потопа".


***
Английский ученый Хэмфри Дейви однажды получил в подарок прекрасно переплетенный конспект своих лекций. Дэйви отыскал талантливого переплетчика и пригласил его для работы в своей лаборатории. Фамилия переплетчика была Фарадей. Позднее Дейви часто говорил:
"Моим самым крупным открытием является открытие Майкла Фарадея!"

***
Когда Лаплас завершил свой труд "Небесная механика", его упрекнули в том, что он не упомянул в своем труде Творца Вселенной. На это ученый ответил: "При написании "Небесной механики" эта гипотеза мне не понадобилась".

***
 На закрытии парижской автомобильной выставки 1896 года французский физик Марсель Депре предложил тост за автомобиль будущего, который достигнет скорости в 60 км/час. Один из конструкторов автомобилей тут же скривился:  "Почему всегда найдется человек, который своими глупыми предсказаниями испортит праздник?!"

***
  Когда известного немецкого ученого Германа Гельмгольца удостоили звания вице-канцлера капитула прусского ордена за заслуги, он обратился к канцлеру капитула графу Менцелю, чтобы спросить о своих обязанностях. Менцель ему ответил:  "Когда я стал вице-канцлером, мне сказали, что единственная моя обязанность - это ждать, когда умрет канцлер, чтобы занять его место".


***
 Королева Анна как-то посетила Гринвичскую обсерваторию и побеседовала с ее директором Джеймсом Брэдли. Она расспрашивала его о работе и открытиях ученых, а в конце визита поинтересовалась оплатой их труда. Брэдли назвал королеве сумму своего жалованья. Королева удивилась: "Так мало? Надо непременно увеличить вам жалованье!"
Брэдли неожиданно взмолился: "Ваше величество, не делайте этого! Иначе на мою должность будут назначать придворных!"


***
 На званом вечере одна дама приняла химика Роберта Бунзена за другого Бунзена - умершего теолога. Она спросила химика: "Закончили ли вы свой труд о роли Бога в истории?"
Бунзен ответил: "К сожалению, моя преждевременная смерть помешала сделать это".


***
Итальянский физик Алессандро Вольта очень любил кофе, но пил его всегда без сливок и сахара. Когда его спросили, почему он так пьет кофе, физик ответил: "Если в чашке нет ни сахара, ни сливок, значит, в ней больше кофе".


***
Французский ученый-популяризатор Бернар Фонтенель  прожил сто лет. Однажды врач, осматривавший ученого, увидел, что тот пьет кофе, и заявил ему, что кофе - это яд. Фонтенель улыбнулся: "Доктор! Я с вами полностью согласен! Но, очевидно, этот яд действует очень медленно. Я его принимаю уже почти девяносто лет..."


***
Однажды французскому ученому Жозефу Гей-Люссаку для опытов понадобились немецкие стеклянные трубки. Он выписал их, но французские таможенники наложили на стекло такие высокие пошлины, что ученый не смог их выкупить. Когда об этом узнал немецкий ученый Александр Гумбольдт, он посоветовал отправителю запаять концы трубок и наклеить на них этикетки: "Осторожно! Немецкий воздух!" . Тарифа на воздух не было, и трубки дошли по адресу безо всяких пошлин.


***
Однажды Ампер обедал у одного из своих друзей. Обед был очень плохим, и великий физик в гневе закричал: "Завтра же я уволю эту проклятую кухарку!"







Источник

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.