Информационные технологии
Операционные системы
Информационные технологии
Информационные технологии представляют собой широкий класс дисциплин и сфер деятельности, которые относятся к технологиям создания, хранения, управления, ... читать далее »
Статьи по ИТ
28.06.2009 00:00

Столкновение с реальностью (период с 1966 года по 1973 год). Информационные технологии.

С самого начала исследователи искусственного интеллекта не отличались сдержанностью, высказывая прогнозы в отношении своих будущих успехов. Например, часто цитировалась приведенное ниже предсказание Герберта Саймона, опубликованное им в 1957 году.

Я не ставлю перед собой задачу удивить или шокировать вас, но проще всего я могу подвести итог, сказав, что теперь мы живем в таком мире, где машины могут думать, учиться и создавать. Более того, их способность выполнять эти действия будет продолжать расти до тех пор, пока (в обозримом будущем) круг проблем, с которыми смогут справиться машины, будет сопоставим с тем кругом проблем, где до сих пор был нужен человеческий мозг.

Такие выражения, как "обозримое будущее", могут интерпретироваться по-разному, но Саймон сделал также более конкретный прогноз, что через десять лет компьютер станет чемпионом мира по шахматам и что машиной будут доказаны все важные математические теоремы. Эти предсказания сбылись (или почти сбылись) не через десять лет, а через сорок. Чрезмерный оптимизм Саймона был обусловлен тем, что первые системы искусственного интеллекта демонстрировали многообещающую производительность, хотя и на простых примерах. Но почти во всех случаях эти ранние системы терпели сокрушительное поражение, сталкиваясь с более широким кругом проблем или с более трудными проблемами.

Сложности первого рода были связаны с тем, что основная часть ранних программ не содержала знаний или имела лишь небольшой объем знаний о своей предметной области; их временные успехи достигались за счет простых синтаксических манипуляций. Типичная для этого периода история произошла при проведении первых работ по машинному переводу текста на естественном языке, которые щедро финансировались Национальным научно-исследовательским советом США (U.S. National Research Council) в попытке ускорить перевод советских научных статей во время того периода бурной деятельности, который начался вслед за запуском в СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Вначале считалось, что для сохранения точного смысла предложений достаточно провести простые синтаксические преобразования, основанные на грамматиках русского и английского языков, и замену слов с использованием электронного словаря. Но дело в том, что для устранения неоднозначности и определения смысла предложения в процессе перевода необходимо обладать общими знаниями о предметной области. Возникающие при этом сложности иллюстрируются знаменитым обратным переводом фразы "the spirit is willing but the flesh is weak" (дух полон желаний, но плоть слаба), в результате которого получилось следующее: "the vodka is good but the meat is rotten" (водка хороша, но мясо испорчено). В 1966 году в отчете одного консультативного комитета было отмечено, что "машинный перевод научного текста общего характера не осуществлен и не будет осуществлен в ближайшей перспективе". Все финансирование академических проектов машинного перевода правительством США было свернуто. В настоящее время машинный перевод является несовершенным, но широко применяемым инструментальным средством обработки технических, коммерческих, правительственных документов, а также документов, опубликованных в Internet.

Сложности второго рода были связаны с неразрешимостью многих проблем, решение которых пытались найти с помощью искусственного интеллекта. В большинстве ранних программ искусственного интеллекта решение задач осуществлялось по принципу проверки различных комбинаций возможных шагов, которая проводилась до тех пор, пока не будет найдено решение. На первых порах такая стратегия приводила к успеху, поскольку микромиры содержали очень небольшое количество объектов, поэтому предусматривали лишь незначительный перечень возможных действий и позволяли находить очень короткие последовательности решения. До того как была разработана теория вычислительной сложности, было широко распространено такое мнение, что для "масштабирования" задач до уровня более крупных проблем достаточно просто применить более быстродействующие аппаратные средства с большим объемом памяти. Например, оптимизм, с которым были встречены сообщения о разработке метода доказательства теорем с помощью резолюции, быстро угас, когда исследователи не смогли доказать таким образом теоремы, которые включали чуть больше нескольких десятков фактов. Как оказалось, то, что программа может найти решение в принципе, не означает, что эта программа действительно содержит все механизмы, позволяющие найти данное решение на практике.

Иллюзия неограниченной вычислительной мощи распространялась не только на программы решения задач. Ранние эксперименты в области эволюции машин (которая теперь известна под названием разработка генетических алгоритмов)  были основаны на уверенности в том, что внесение соответствующего ряда небольших изменений в машинный код программы позволяет создать программу решения любой конкретной простой задачи, обладающую высокой производительностью. Безусловно, что сам этот подход является вполне обоснованным. Поэтому общая идея состояла в том, что необходимо проверять случайные мутации (изменения в коде) с помощью процесса отбора для сохранения мутаций, которые кажутся полезными. На эти эксперименты было потрачено тысячи часов процессорного времени, но никаких признаков прогресса не было обнаружено. В современных генетических алгоритмах используются лучшие способы представления, которые показывают более успешные результаты.

Одним из основных критических замечаний в адрес искусственного интеллекта, содержащихся в отчете Лайтхилла, который лег в основу решения британского правительства прекратить поддержку исследований в области искусственного интеллекта во всех университетах, кроме двух, была неспособность справиться с "комбинаторным взрывом" — стремительным увеличением сложности задачи. (Это — официальная версия событий, а в устном изложении рисуется немного иная и более красочная картина, в которой проявляются политические амбиции и личные интересы, описание которых выходит за рамки данного изложения.)

Сложности третьего рода возникли в связи с некоторыми фундаментальными ограничениями базовых структур, которые использовались для выработки интеллектуального поведения. Например, в книге Минского и Пейперта Perceptrons  было доказано, что перцептроны (простая форма нейронной сети) могут продемонстрировать способность изучить все, что возможно представить с их помощью, но, к сожалению, они позволяют представить лишь очень немногое. В частности, перцеп-трон с двумя входами нельзя обучить распознаванию такой ситуации, при которой на два его входа подаются разные сигналы. Хотя полученные этими учеными результаты не распространяются на более сложные, многослойные сети, вскоре было обнаружено, что финансы, выделенные на поддержку исследований в области нейронных сетей, почти не приносят никакой отдачи. Любопытно отметить, что новые алгоритмы обучения путем обратного распространения для многослойных сетей, которые стали причиной возрождения необычайного интереса к исследованиям в области нейронных сетей в конце 1980-х годов, фактически были впервые открыты в 1969 году.








Источник: www.rriai.org.ru

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.