Космонавтика
Википедия
Космонавтика
Космонавтикой называют исследовательский процесс, направленный на изучение космического пространства с использованием пилотируемых и автоматических космич... читать далее »
Статьи по Космонавтике
03.08.2012 10:34

Уход шаттлов позволил «Прогрессу» пристыковаться быстрее. Космонавтика.

Уход шаттлов позволил «Прогрессу» пристыковаться быстрее

Последняя стыковка автоматического космического грузового корабля «Прогресс» с МКС, состоявшаяся 2 августа в 5:18 утра по московскому времени, прошла по внешне необычному сценарию: всего через четыре витка после запуска и менее чем за 6 часов на орбите.

Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что это всего лишь давно известный вариант, который не применялся для МКС только потому, что летали шаттлы.

Длительный полёт «Союзов» перед стыковкой с МКС ведёт к серьёзным издержкам: потери космонавтами времени и до некоторой степени нервов и здоровья. «Союз» не приспособлен для долгого присутствия на борту множества людей: он слишком тесен для тех двух-трёх суток, что космонавты болтаются в нём до стыковки с МКС. Работать (экспериментировать) они в это время если и могут, то очень ограниченно, а вот ресурсы — воду и еду — потребляют вполне энергично.

«Прогресс-16»: сборка (вверху), стартовый стол на Байконуре (в центре) и запуск (внизу) (фото РКК «Энергия» / Роскосмос).
«Прогресс-16»: сборка (вверху), стартовый стол на Байконуре (в центре) и запуск (внизу) (фото РКК «Энергия» / Роскосмос).

При чём же тут «Прогресс-16», спросите вы. Дело в том, что в нашей космонавтике с первых полётов повелось сначала опробовать всё на автоматах, а уже затем — на людях. Как первая в мире автоматическая стыковка в 1967 году вначале проводилась двумя полностью автоматизированными кораблями «Космос-186» и «Космос-188», так и сейчас схема, отработанная на автоматических грузовиках «Прогресс», планируется Роскосмосом к использованию для «Союзов».

Казалось бы, отрабатывать нечего: стыковка даже после двух витков (а не четырёх, как сейчас) уже проводилась. Да чего там — были стыковки и после одного витка, и первой такой стыковке уже десятилетия. Собственно говоря, к приснопамятному «Миру» наши космические корабли летали тоже не двое с половиной суток, как сейчас к его международному аналогу.

Однако применительно к МКС это действительно новинка, и желание Роскосмоса отработать схему вторично абсолютно оправданно. Стыковки советского космического корабля с советской же орбитальной станцией — это одно, а стыковка с нероссийской МКС — совершенно другое. Да и с «Миром» при стыковке случались изрядные накладки. Достаточно вспомнить, что именно во время отработки телеоператорной системы сближения и стыковки грузовик «Прогресс М-34» в 1997 году столкнулся с одним из модулей «Мира», разгерметизировав его (!) и повредив солнечные батареи, в результате чего станция временно потеряла ориентацию в пространстве.

Интересно другое — конкретные шаги, которые сделали возможным полёты «Прогрессов» за два витка именно к МКС. Ранее МКС находилась на орбите, удалённой от Земли на 330–350 км. Ни с какой точки зрения эту высоту нельзя назвать оптимальной: трение о пусть и сверхразрежённую, но всё ещё атмосферу там довольно велико, постоянно тормозит МКС и снижает её орбиту. Естественно, чтобы скорректировать это влияние, приходится включать двигатели и жечь топливо. Уже на высоте 350–400 км тормозящее влияние атмосферы заметно уменьшается. Главное же — чтобы пристыковаться к МКС без ненужного риска, недостаточно запустить с поверхности космический корабль. При этом а) сама станция должна находиться на нужной высоте орбиты и б) угол между ней и поверхностью должен составлять наиболее выгодную величину. При небольшой высоте обиты (330–350 км) этот угол был слишком мал, что делало безопасный расчёт сближения и стыковки очень непростым.

Сближение и стыковка «Прогресса-16» с МКС прошла после рекордного (правда, только в истории МКС) количества витков вокруг Земли. (Фото NASA TV.)
Сближение и стыковка «Прогресса-16» с МКС прошла после рекордного (правда, только в истории МКС) количества витков вокруг Земли. (Фото NASA TV.)

Но вот беда: чтобы шаттл, единственный до недавнего времени пилотируемый космический корабль США, мог пристыковаться к МКС с приличной нагрузкой и всё ещё располагая разумным резервом топлива на случай экстренного маневрирования, станция никак не могла находиться выше 350 км. То есть могла, но риск для шаттлов с их ограниченными запасами топлива был бы слишком велик — по мнению всегда склонного к перестраховке НАСА.

Теперь у США нет пилотируемых космических кораблей, и в лучшем случае пройдут годы, прежде чем они появятся. Так что орбита МКС стала рассчитываться из возможностей «Прогрессов» (грузовиков) и «Союзов» (пилотируемых кораблей), с соответствующими результатами для времени полёта до стыковки:

Это позволило наконец-то поднять орбиту до 400 км, а отсюда и стыковка за четыре витка.

Кстати, широко разрекламированное действо по стыковке через шесть часов было не то чтобы первым даже в отношении МКС. Система «Курс-НА» («Новая Активная»), используемая сегодня для стыковки после двух витков, отрабатывалась ещё на первом витке полёта предыдущего «Прогресса-15М» к станции. Кроме того, испытательный полёт грузовика может оказаться не последним: Роскосмосу только предстоит определиться относительно разрешения полётов «Союза» по шестичасовой схеме.

В любом случае, скорее всего, «новый» метод стыковки значительно упростит обслуживание МКС и тем принесёт несомненную (и большую) практическую пользу.

Ну а то, что некоторые отечественные СМИ раздули процесс, отработанный глубоко в 1960-х, чуть ли не до сенсации, — это, увы, из-за драматичного дефицита реальных значимых новостей в космической отрасли. По крайней мере в той её части, что касается государственной космонавтики обеих бывших космических супердержав.


источник


© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.