Нумизматика
Википедия
Нумизматика
Нумизматика – это вспомогательная дисциплина, входящая в исторические науки, которая изучает историю денежного обращения и монетной чеканки. Нумизматику н... читать далее »
Статьи по Нумизматике
18.11.2013 07:54

Заметки о золотом рубле 1762 года. Нумизматика.

Заметки о золотом рубле 1762 года
Одна из наиболее интересных тем в русской нумизматике — это известный золотой рубль 1762 года. Первая публикация данного раритета была осуществлена в 1836 г., когда барон Станислав де Шодуар издал такой экземпляр, полагая, что это, вероятно, крестильная медаль, какие делались несколькими десятилетиями ранее, при Петре I.В 1857 г., однако, генерал Ф.Ф. Шуберт поместил его в свой каталог русских монет, выражая совершенно противоположный взгляд на то, почему он был выпущен. Он отметил, что этот выпуск специальной золотой монеты был предназначен для гвардейских офицеров, участвовавших в низложении Петра III в июне 1762 г. Соответственно, он сообщил, что данные предметы были отчеканены в «ознаменование вступления на престол» Екатерины II, и что экземпляры иногда сопровождались небольшими листками бумаги («petits billets»), пояснявшими их назначение.

Много лет мнение Шуберта держало пальму первенства среди нумизматов, однако в 1894 г., когда Великий князь Георгий Михайлович опубликовал свой превосходный двухтомный каталог монет Екатерины II, он отметил, что не было найдено ни единой крупицы информации о связи событий 1762 г. и данной особой золотой монеты.

В.В. Уздеников обратился к этому объекту несколько лет назад; перевод его статьи помещен в JRNS No 71 (весна 2001). Уздеников показал, что данные предметы не могли быть отчеканены в 1762 г. Автор предпринял всеобъемлющий обзор архивных и печатных материалов, для того чтобы посмотреть, есть ли хоть какие-то упоминания о специальном выпуске в течение 1762 года, — но их не оказалось, что полностью подтвердило более ранние исследования архивистов под началом Великого князя.

Уздеников, исходя из различных соображений, предположил, что эти монеты чеканились в значительно более позднее время, возможно, после смерти Павла I в 1801 г. Известно, что Павел совсем не любил свою мать и, как справедливо замечено Уздениковым, постарался бы отомстить любому, кто был бы настолько глуп, чтобы возвеличивать Екатерину и гвардейцев подобным образом. Исходя из этого, Уздеников далее предположил, что это было причудой богатых коллекционеров и что Шуберт, возможно, был введен в заблуждение относительно содержания записок, которые, как утверждал, он видел.

Недавно появилась свежая информация об интересующем нас чекане, дающая возможность пересмотреть данный вопрос. Во-первых — новодельный рубль Петра III из коллекции доктора Роберта Хесселгессера, проданный на аукционе No 31 фирмой Ira & Larry Goldberg 30 мая – 1 июня 2005 г. Для этого обычного новодела использован тот же оборотный штемпель, который мы видим на золотом рубле Екатерины II 1762 г. И в каталоге, и на веб-сайте аукциона имеются качественные фотографии, но они недостаточно хороши для тщательного исследования деталей оборотного штемпеля. Фирма Голдберг, однако же, была настолько любезна, что предоставила оригинальные высококачественные цифровые фотографии этой монеты.

Другим источником информации стал дилер М. Луис (Марк) Теллер, который участвовал в покупке, а затем в продаже серебряного новодела, отчеканенного теми же лицевым и оборотным штемпелями, которые использовались для золотого чекана Екатерины. Теллер приобрел данный экземпляр в начале 1987 года в датской семье, где ему сообщили, что их предок привез этот серебряный новодел из России не позднее, чем в середине 1770-х гг., а
вероятнее, несколькими годами ранее. Автор настоящей статьи не смог получить фотографию этого экземпляра, но серебряный новодел рубля Петра III Хесселгессера является достаточно хорошей заменой.

Новодельный рубль Петра III — не самый лучший экземпляр, он выглядит как «двойной удар», но даже его сохранность позволила получить новые и неопубликованные данные. В частности было обнаружено, что штемпель реверса был передатирован в 1762 из 175?, то есть имеется в виду, что штемпель изначально был подготовлен в 1758 или 1759 году, но не использовался для чеканки в это время (последняя цифра не может быть точно определена, следовательно, неизвестно, когда штемпель мог использоваться).



Рассматриваемый штемпель реверса несет то самое оформление, которое было создано, когда Жак-Антон Дасье исполнил свои знаменитые штемпели для рубля и золотого империала 1757 г. Такой обычный орел использовался до конца 1760 г., когда он был заменен другим орлом — факт, кажется, неопубликованный, так как Великий князь и его сотрудники совершенно не отразили того, что произошли изменения оформления.

Несмотря на то, что эти изменения не являются оченьярко выраженными, некоторые из них стоит отметить. Заметнее всего — изменения левого крыла орла (по отношению к зрителю — правого), где перья прорезаны глубже, чем на версии Дасье. Короны также отличаются, например, имеется пять бриллиантов по нижнему ободку, в отличие от трех у Дасье. Это было обычной практикой на СПбМД в тот период — маркировать изменения в орле и, соответственно, в стиле короны.

Наиболее предпочтительным для этого штемпеля реверса является 1758 год, хотя и не совсем ясно, когда данный штемпель использовался. Если бы рублевая чеканка, закончившаяся до конца 1758 г., не нуждалась в новом штемпеле, он вполне мог бы быть взят снова и использован в новом, 1759 г. Однако же штемпель не был использован и в 1759, о чем свидетельствует изменение оформления (новый реверс) в конце 1760 г., следовательно, этот штемпель никогда не использовался при регулярной рублевой чеканке.

При этом мы не принимаем во внимание то, что данный штемпель реверса недостаточно хорошо исполнен и не симметричен относительно вертикальной линии, проходящей через корону и нижнее перо хвоста орла. Вероятно, данный штемпель был изъят на случай крайней необходимости, которая так и не наступила.

Для этого времени, когда очень быстро использовали штемпели, такой срок, например, как 20 лет или же даже более сорока, — если следовать Узденикову — кажется слишком большим. В совокупности с фактом существования серебряного новодела рубля, приобретенного Теллером в 1987 г., свидетельствующим о том, что он был отчеканен не позднее середины 1770-х гг., мы можем придти к некоторым выводам относительно интересующего нас золотого рубля Екатерины II.

Вряд ли можно сомневаться, что Уздеников прав, заявляя, что золотой рубль 1762 г. является новоделом, однако остается вопрос: когда он был отчеканен, если не в 1762 году? Есть две возможные даты — 1767 и 1772 — которые и будут обсуждаться ниже.

Если мы принимаем то мнение, что факт чеканки произошел до 1775 г., тогда шубертовское «ознаменование» могло быть, скорее всего, пяти- или десятилетней годовщиной по отношению к предыдущей чеканке в 1762 г. Английский глагол «знаменовать» пришел, вероятнее всего, из французского языка, будучи привнесен в Англию в 1066 г. Вильгельмом Завоевателем, но изменился в течение последующих нескольких столетий (работа Шуберта 1857 г. написана по-французски). Использование слова «ознаменование» обыкновенно обозначало последующее празднество в честь произошедшего ранее примечательного события. Мы иногда считаем, что юбилей бывает только на столетнюю годовщину, но праздник мог быть и по поводу пяти- или десятилетия события. В настоящий момент (вероятно, это справедлив о и для России XVIII в.) наиболее частыми праздниками являются 5, 10, 25, 50 и 100-летие после произошедшего события. У меня есть такое предположение, что 28 июня 1772 г. — десятая годовщина «coup d’etat» — является наиболее предпочтительным временем для появления золотого рубля 1762 г. Возможен 1767 г., но, судя по имеющейся информации, менее вероятен.

Тот факт, что использовался старый штемпель реверса 1758 г., говорит о спешке в изготовлении, как и о том, что кто-то, в этом заинтересованный, предпочитал старый реверс Дасье, а не более доступного орла, который был принят в 1760 г., для чего необходимо было иметь его (старый реверс) под руками. Удобней было бы изготовить реверс 1762 г. в 1772 г., так как последний очень похож на настоящий штемпель реверса, использовавшийся в 1762 году. Это не было сделано, следовательно, имел место осознанный выбор.



Если данные монеты были изготовлены в июне 1772 г., то кто за это отвечал? Известно, что бывший долгое время фаворитом Екатерины Григорий Орлов отдалился от нее в течение 1771–1772 гг. и вскоре был удален из Санкт-Петербурга; фактически летом 1772 г. он был заменен Александром Васильчиковым, а затем Григорием Потемкиным. Следует найти кого-то, кто был настолько богат, чтобы изготовить значительное количество золотых монет штемпелями 1762 г., причем среди достаточно тесного круга. В 1770-х гг. по-настоящему богатых людей, которые были и близки к Екатерине, и имели отношение к перевороту, было мало.



Одно имя, однако, сразу же приходит на ум. Это граф Иван Иванович Бецкой (1704–1795), внебрачный сын княкнязя Ивана Трубецкого (незаконнорожденные дети обычно получали усеченный вариант фамилии отца). Он был не только очень богат и близок к Екатерине; имелись и слухи о том, что связывало его и императрицу гораздо более тесно. А именно: Бецкой жил в Париже летом 1728 г., и мать Екатерины (принцесса Джоанна Элизабет) являлась в то время его любовницей. Екатерина родилась в апреле 1729 г. — здесь может быть связь, но может и не быть никакой связи.

Постоянным слухам о том, что Бецкой был настоящим отцом Екатерины, придавал уверенности в некоторых кругах (частных, разумеется) тот факт, что граф, как говорили, был единственной персоной в России, кто мог сделать так, чтобы Екатерина перестала плакать. Более того, граф отвечал за образование и искусства при Екатерине и принимал иногда очень странные решения, провоцируя многочисленные жалобы, однако Екатерина предоставляла ему полную свободу до самой его смерти в 1795 году. Бецкой часто ссорился с Орловыми, например, но даже Григорию Орлову не удалось убедить императрицу отстранить князя от власти. Граф был ответственным за организацию в 1770-х гг. перемещения из-за пределов столицы в Санкт-Петербург огромного камня, послужившего пьедесталом для знаменитого памятника Петру I скульптора Фальконе. Бецкой не просто руководил скульптором, а осуществлял диктат над ним.

В соответствии с этим выбор реверса Дасье выглядит умышленным, и при том, что его передатировка была необходима, кажется наиболее вероятным, что решение о чеканке рассматриваемых монет было принято в начале июня 1772 г. Изображение бюста императрицы на аверсе точно такое, какое помещалось на монетах с 1762 по 1765 г., кажется, не применялось в регулярной чеканке. В этой связи представляется вероятным, что основа портрета была изготовлена в 1764 или 1765 гг., но никогда не использовалась.

Уздеников в своей хорошо известной статье о рубле 1762 г. справедливо отметил, что в инициалах минцмейстера на реверсе (ЯИ) использовано кириллическое «И», в отличие от обычной буквы «I», которая находится на более ранних рублях; Яков Иванов помечал в качестве минцмейстера реверсы инициалами «ЯI» с 1757 по 1760 г.

В конце 1772 г. Тимофей Иванов начал помечать свои портреты императрицы на аверсе буквами «ТИ», а не «ТI», как делалось раньше. Это изменение (под вопросом) могло произойти в середине 1772 г. и послужить вполне вероятной причиной перехода к «ЯИ» на рубле 1762 г. (переход в 1772 г. на «ТИ» может, на наш взгляд, отклонить 1767 г., как возможный для чеканки золотого рубля).

Тот, кто оказался способным отчеканить золотой рубль, наверняка занимал высокое положение и был близок ко двору. Если не граф Бецкой, то, возможно, сама императрица принимала в этом участие, уплатив высокую стоимость большого количества тяжелых золотых рублей. Насчет того, сколько их было отчеканено — приходится ожидать находок соответствующих документов в архивах Монетного двора, при условии, что они еще существуют.

Кажется наиболее вероятным, что данные документы будут найдены среди записей медального департамента, а не в отделении, касающемся серебряной и золотой монетной чеканки.

Те люди, которые получили данные медали, вероятно, не были богаты и, скорее всего, офицеры и их семьи имели большое искушение при удобном случае превратить их в золотые и серебряные монеты. Сохранилось только очень небольшое количество экземпляров — примечательный факт, — в связи с большим содержанием в них драгоценного металла.

То, что золотой рубль мог быть отчеканен в 1772 году в качестве коммеморативной монеты, не умаляет его значения как одного из самых интересных напоминаний о правлении Екатерины II. Эти особенные монеты, без сомнения, всегда будут ассоциироваться с необычайными событиями июня 1762 года.

Источник

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.