Отечественная история
Отечественная история
К середине IX века (согласно летописной хронологии в 862 году) на севере европейской России сложился союз восточно-славянских, финно-угорских и ба... читать далее »
Статьи по Отечественной истории
26.03.2014 09:29

Воевал за Крым и Донбасс. Отечественная история. Статьи.

Воевал за Крым и Донбасс
В многотомном издании «Большой Советской Энциклопедии», увидевшем свет в 70-х годах прошлого столетия, генерал-лейтенант Антон Иванович Деникин охарактеризован как «один из главных руководителей всероссийской контрреволюции во время Гражданской войны». В октябре 2005 года его останки были торжественно перезахоронены в некрополе Донского монастыря в Москве. Таким образом, можно считать, что история завершила еще один виток своей спирали.

Офицер из низов

Принято думать, что в царской России генералами могли стать только представители родовитой аристократии. На самом деле многими выдающимися офицерами и генералами империи становились выходцы из самых низов. Яркий пример – Антон Иванович Деникин. Его отец Иван Ефимович был крепостным, призван в рекруты, участвовал в нескольких военных кампаниях, сумел выслужить офицерское звание, поселился близ Варшавы, по последнему месту службы. Вскоре женился на дочери обедневшего польского шляхтича Эльжбете Вржесинской. В их семье 4 (16 по новому стилю) декабря 1872 года и родился единственный ребенок Антон Деникин.

Небогатая семья, существовавшая на пенсию Ивана Ефимовича, оказалась на грани нищеты после его смерти в 1885 году. Мама будущего генерала вынуждена была подрабатывать стиркой и шитьем мундиров для офицеров гарнизона. Но Антон Деникин сумел закончить полный курс реального училища, летом 1890 года записался вольноопределяющимся в стрелковый полк, а осенью поступил на военно-училищный курс Киевского пехотного юнкерского училища. После его окончания произведен в чин подпоручика и направлен в артиллерийскую бригаду, которая дислоцировалась в Бяла-Подляске, что в сорока километрах от Бреста.

Молодой офицер прекрасно понимал, что без связей в высшем обществе и поддержки властей предержащих ему останется лишь тянуть лямку в дальних гарнизонах (в это время к ним относился – увы – и Брест-Литовск). И он принял решение поступать в Академию Генштаба. Первая попытка в 1885 году оказалась неудачной. Но через год Деникин поступил в Академию, которую в 1899 году окончил по 1-му разряду (то есть в числе лучших выпускников).

Правда воли

Однако и тогда существовал блат. Реформы, затеянные начальником Академии Сухомлиновым с разрешения военного министра Куропаткина (оба впоследствии бездарно проявили себя и в русско-японской войне 1904-1905 годов, и в Первой Мировой), привели к тому, что один из лучших выпускников Академии, Антон Деникин не был зачислен в штат офицеров Генштаба – необходимо было освободить место для отпрысков именитых семей.

Будущий генерал возмущался, писал рапорт на имя императора (полностью в соответствии с действовавшим Дисциплинарным уставом)… На традиционном приеме в честь выпускников военных академий Николай II подошел к строю офицеров, не зачисленных в штат Генштаба, среди которых был и Деникин. Военный министр Куропаткин пояснил, что «это тот офицер, Ваше Величество, который не причислен к Генеральному штабу за характер». Император это принял за должное, и впоследствии Деникин вспоминал, что у него остался «тяжелый осадок на душе и разочарование… в правде воли монаршей».

Молодой офицер отправился на службу в свою полевую артиллерийскую бригаду, оттуда написал письмо военному министру Куропаткину, сообщив «всю правду, что было». Неожиданно был зачислен в штат Генштаба и назначен в июле 1902 года старшим адъютантом штаба 2-й пехотной дивизии, которая дислоцировалась в Брест-Литовске.

Брест-Литовский гарнизон

Здесь Деникин прослужил совсем недолго, в октябре 1902 года был переведен в 183-й пехотный Пултусский полк, стоявший в Варшаве. Но воспоминания о службе в гарнизоне Брест-Литовска белый генерал оставил. К примеру, о том, как повздорили офицеры различных частей Брест-Литовского гарнизона – эпизод описан в книге «Путь русского офицера», изданной в Нью-Йорке в 1953 году, уже после смерти автора:

«Чисто официальные и притом натянутые отношения существовали между бригадой и конной артиллерией корпуса. Однажды они замутились… В Брест-Литовске, в ресторане городского сада, произошло столкновение между штабс-капитаном нашей бригады Славинским и двумя конно-артиллеристами, поручиками Квашнин-Самариным и С-М. На почве традиционной неприязни и неуважительных отзывов об их “родах оружия”. Я оставляю в стороне вопрос, кто был больше виноват, но обе стороны были не трезвы».

Не стоит думать, что Деникин стал писать мемуары только на старости лет. Первая его публикация в военном журнале «Разведчик» была напечатана в 1898 году на тему условий бригадной жизни. Затем он регулярно печатался во многих изданиях, описывал быт, нравы и боевые эпизоды российской армии, не раз критиковал существующий армейский порядок. С трудом представляю, чтобы этим занимался один из генералов нашего времени, до опубликования статьи не вышедший в отставку.

Генерал милостью Божьей

Во время русско-японской войны офицеры, служившие в частях, расквартированных в западных губерниях Российской империи, не подлежали обязательному переводу на фронт. Антон Деникин добился этого правила и вернулся с войны полковником, с двумя орденами: Св. Станислава III и Анны IIстепеней. Во время Первой Мировой войны он после многочисленных перемещений возглавил 4-ю стрелковую бригаду армии, которой командовал генерал Брусилов (вдохновитель знаменитого «Брусиловского прорыва»). 

Именно эта армия совершила одну из лучших операций в годы той войны. Что касается Деникина, то части под его командованием в ходе операции отбили у австрийцев Луцк, сам командующий был произведен в генерал-лейтенанты. Во время войны Антон Деникин был удостоен почти всех наград ордена «Георгиевский крест», включая Георгиевское оружие, украшенное бриллиантами, также он получил высший румынский орден «Михая Храброго».

После Февральской революции 1917 года правительство Керенского арестовало Деникина: он противодействовал «демократизации» армии, когда комбата выбирали на «совещании» солдат, публично отстаивал интересы армии. Генерал сумел бежать с другими офицерами (среди которых был и Л.Г. Корнилов) из тюрьмы в Быхове (Могилевская область).

Ксения из Беловежской пущи

Кстати, со своей будущей женой Антон Деникин познакомился в… Беловежской пуще. Однажды офицеры, служившие в Бяла-Подляске, отправились в пущу охотиться на диких кабанов. Деникин, стоявший «на номере», услышал крик о помощи. Немедленно откликнувшись на зов, молодой офицер обнаружил незадачливого охотника (это был налоговый инспектор Василий Чиж), который из последних сил цеплялся за сук дерева, под которым ждал матерый дикий кабан. 

Секач был застрелен, спасенный инспектор пригласил молодого офицера на крестины новорожденной дочери Ксении. С Ксенией, которая была его намного моложе (генерал и дочь налогового инспектора поженились через 26 лет после этого первого «знакомства») Деникин встретится только в 1911 году, но настоящие чувства пришли в 1917-м.

Юрий Рубашевский, vb.by

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.