Отечественная история
Отечественная история
К середине IX века (согласно летописной хронологии в 862 году) на севере европейской России сложился союз восточно-славянских, финно-угорских и ба... читать далее »
Новости по Отечественной истории
15.04.2014 00:09

Панорама "Оборона Севастополя": провалившаяся история. Отечественная история.

Панорама "Оборона Севастополя": провалившаяся история
9 мая в Севастополе отметят 70-ю годовщину освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. В этом году День победы отпразднуют под государственным флагом России. Первая и вторая оборона Севастополя, воспоминания участников битвы за город — в репортаже "России 24".
Сбитые с надгробий кресты, пробоины от снарядов, пулями изрезанные надгробия — боевые ранения братского кладбища погибших за Севастополь в его первую оборону в 1854-м. Каждая плита над могилами адмиралов и солдат в дни обороны второй стала щитом, бруствером, крепостной стеной для тех, кто здесь сражался за город в 1942-м.
"Первую оборону они держали со славою, а во вторую за ними уже бойцы укрывались. Они опять стали грудью на защиту Отечества, и их пули били", — рассказывает протоиерей Георгий Поляков, настоятель Свято-Никольского храма.
Пирамидальный собор над кладбищем — в таких же ранах, а плиты стягивает свинец от переплавленных пуль, собранных на поле боя после Крымской кампании. Тогда этот погост называли стотысячным. Но цифра не верна уже 70 с лишним лет. У могил оставленных той первой обороной до сих пор находят погибших во второй.
Георгиевский крест, что накрывает братьев здесь, весь город хранит с высоты холма четвертой батареи. А сам город сражается за память о том, как погибали те, чьи лица полтора века смотрят с Малахова кургана на поля битвы за него, а на нас — солнце с полотна.
У великого Франца Рубо, создателя панорамы, что теперь называется "Оборона Севастополя", многое было не так: и краски темнее, и ни Пирогова, ни Нахимова под градом пуль. Они вместе с солнцем победы появились спустя полвека, когда реставраторы продолжили битву за полотно, которую начали, когда спасать, казалось, надо себя.
По-другому 25 июня 1942 года было никак. Крыша здания пылала, и огонь уже съедал рукописное небо. Под беспрестанным обстрелом срезанные куски укрывали матросскими одеялами и отдавали им свои убежища.
И снова встретились две обороны, как там, на кладбище, Малаховом кургане и Сапун-горе. Есть что-то необъяснимое в том, что место, где укрыли полотна, за 40 лет до тех событий выбрал Ханжонков, чтобы снять свой киношедевр, развернув среди этих валов сцены первой обороны Севастополя.
Как же они сцеплены — события, разделенные веком! Сержантская школа курсантов, которые в 1941-м спасли также фрагмент под названием "Минная война", располагалась в пещере, с которой Рубо его и писал.
Хорошая глина для изготовления керамики и ходов. Земля здесь — слоями. Это и не земля вовсе, а метры то скальной породы, то глины, в которой минеры и создали систему ходов, спроектированных гениальным Тотлебеном. Они врезались вглубь французской обороны на километры, порой под такими же минными подкопами противника.
А в 1941 году эти пещеры, каменоломни Инкермана, катакомбы Балаклавы стали частью города, которую город отправил под землю. Анатолий Захаров, участник обороны Севастополя, помнит даже фильмы, которые по сотне раз смотрел в этих монастырских пещерах. Кинотеатры Севастополь тоже спрятал под скальной породой. И школы, и заводы, и госпитали. А у подземных складов шампанских вин формировали роты, которым до линии фронта оставалось пройти пару сотен метров. Почему-то четко запомнил именно то, как 15-летним мальчишкой таскал бойцам фронтовые не сто грамм. "Шампанское — хлоп, а потом на передовую. Они уходили, и уже никто не возвращался", — вздыхает Анатолий Захаров.
Он спасался четырьмя сотнями граммов хлеба в день. И этого, может, не было у бойцов, что одеялами и телами прикрывали тела и лица других солдат, нарисованных Рубо, уступали им место в трюмах последнего спасительного транспорта на Новороссийск, чтобы они смогли вернуться в Севастополь после победы.
Почти все уцелевшие фрагменты той панорамы, которую видели еще ветераны Крымской войны, скатаны в рулоны. Они — изрезанные морской солью, потерявшие краски, невосстановимые — помогли вернуть первую севастопольскую оборону городу: с них рисовали копию. А теперь и ее нужно спасать, как когда-то подлинник. В тыл панорамы не пускают экскурсии. Историки-то передвигаются, как по минному полю — прогнивший слой того и гляди провалится.
Они забросали Минкульт Украины мольбами о помощи, а им в ответ заблокировали счета. Это не та история, что нужна современному Киеву.
На братском кладбище, где поклониться героям за честь считал император, ни один украинский президент шагу не ступил. Но этот город сохранил память и без них, как храм, что сберег символ памяти — Андреевский флаг у креста над могилами павших за город. "Как же можно это забыть?!", — недоумевает протоиерей Георгий Поляков.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=1477194&tid=106314

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.