В одном из недавних интервью заместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Омельян заявил, что государственный железнодорожный оператор «Укрзализныця» взял курс на отказ от использования вагонов со спальными местами и введение в оборот сидячих скоростных поездов дальнего сообщения. Фактически — это есть не что иное, как вынесение смертного приговора транспорту, доступному широким слоям и без того бедного населения.
Украинские железные дороги в настоящее время относятся к числу самых дешёвых в мире: например, проезд из Киева во Львов в плацкартном вагоне ночного пассажирского поезда стоит всего $8, в купейном — около $10, а во 2-м классе скоростного экспресса «Интерсити+» — $13. Впрочем, если учесть, что в среднем пенсия на Украине составляет $40, а зарплата — $70, то и такие расценки весьма болезненны для кармана пассажира. Что же касается автобуса, то в украинских реалиях он стоит дороже обычного нескоростного поезда и тарифы на этом маршруте начинаются от $12.
Тем не менее заместитель министра заявил: «Это тренд развитых стран — отказываться от антисанитарии и неудобства спальных вагонов, увеличивая скорость и комфорт» Конечно, чиновник в чём-то прав: антисанитарные условия (иногда — даже с наличием некоторых малоприятных представителей фауны!) и, зачастую, отсутствие элементарного комфорта в древних ободранных вагонах украинских поездов — это печальная норма.
Но не учёл большой начальник, что те самые «развитые страны» в разы уступают по площади Украине, занимающей в этом отношении второе место после России. Там достаточно сидячих вагонов: время поездки у европейцев редко когда занимает более 5 часов. У нас же поезд — гостиница на колёсах, дающая пассажиру не только перемещение в пространстве, но также возможность прибыть к месту назначения свежим и готовым к работе, а иногда — и к следованию до более отдалённого города или села.
Скоростной поезд, в отличие от обычного, делает в пути минимум остановок, а иногда их может и вообще не делать. Фактически он быстро перевозит людей из одного хаба — логистического центра — в другой. Зато путь от хаба до конечного пункта назначения, или же от исходной точки к хабу на нескоростном транспорте может даже по отдельности значительно превышать и по времени, и по расстоянию, путь между хабами.
Ещё одна особенность скоростных поездов — эта категория транспорта рассчитана на состоятельных деловых людей, которым вне зависимости от погодных условий и пробок на автотрассах нужно успеть в течение рабочего дня решить свои проблемы в другом городе и к позднему вечеру вернуться обратно. Компоновка салонов в таких вагонах не предусмотрена для путешествия с большими вещами, поэтому вряд ли подходит для большинства простых граждан, которым куда нужнее пусть менее скоростное, но более вместительное транспортное средство.
Мы подошли к самому главному: вопросам цены на билеты. Скоростные поезда во всём мире относятся к самой дорогой из массовых услуг железнодорожного транспорта. Это значит, что услуга относится к элитному сегменту в то время, как в основном востребован бюджетный. Надо отметить, что в тех странах, где развиты скоростные линии, не меньшее внимание отдаётся традиционным поездам: у пассажира должна быть возможность выбора.
Вот как раз за счёт бюджетного сегмента Украина и намеревается развивать скоростное сообщение на железных дорогах: запуск одного экспресса — это отмена до 10 пар всех остальных составов, включая местные и пригородные, которыми люди добираются на работу, а также перенаправление товарного потока на другие линии. А право выбора для покупателя услуг — в украинских реалиях сводится к принципу «Нет денег — ходи пешком!».
В итоге мы получаем самый обыкновенный геноцид населения. Отсутствие доступного транспорта для кармана жителей провинции, где с работой дела обстоят всё хуже и хуже, будет вынуждать их перебираться в большие города и отдавать добрую половину заработанного за съёмное жильё. В таких условиях очень легко рушатся брачные узы, а для одиноких обзаведение семьёй становится неподъёмным бременем. Как раз то, чего хочет от Украины Запад в обмен на иллюзию присутствия в «цивилизованном мире».
Александр Дмитриевский
http://www.segodnia.ru/print/159283